Один из выдающихся Отцов Православной Церкви, преподобный Симеон Новый Богослов наименован церковным Преданием Богословом наравне с двумя другими прославленными святыми — апостолом Иоанном Богословом и святителем Григорием Богословом. Эта высокая честь определена преподобному Симеону среди прочего и за откровение ему благодатию Божиею таин Пресвятой Троицы, и за особый созерцательный дух его творений. Преподобный Симеон Новый Богослов — последний из великих Отцов Церкви доисихастского периода и величайший православный мистик вообще. Сущностью его учения было понятие о нетварном Свете и обожении, о возможности умопостигаемого видения Бога и общения с Ним уже здесь и сейчас, во время земной жизни. В «Божественных Гимнах» внимательный читатель найдет молитву и богосозерцание, покаяние и богопреданность, веру и совершенное богословие. И все это, излившись из сокровеннейших тайников души преподобного Симеона, изложено в удивительных стихах. Их Божественная красота воодушевит читателя, и ум его, захваченный словами и образами Преподобного, установится в должном порядке пред Богом и воспарит к Вышнему. Наша книга обращена именно к такому читателю. Ибо Царство наше, по словам Спасителя, не от мира сего, а мы чада этого Небесного Царства Божиего. Переводы Гимнов принадлежат иеромонаху Пантелеимону (Успенскому). Димитрий Поликарпович Успенский родился в 1886 году в Чернигове, в семье потомственного духовенства. После окончания местной духовной семинарии талантливый юноша поступает в Московскую Духовную академию. Еще будучи студентом, Димитрий рукополагается во иеромонаха. Блестяще закончив Академию глубокой кандидатской работой, посвященной антропологии преподобного Симеона Нового Богослова, отец Пантелеимон, с сентября 1912 года, — исполняющий должность доцента по второй кафедре патрологии Академии. В октябре 1912 года отец иеромонах командирован в Константинополь для занятий при Русском археологическом институте. С апреля по середину октября 1913 года он работает в Афонских библиотеках. Возобновив преподавательскую деятельность, иеромонах Пантелеимон увлеченно занимается наукой и готовит первое на русском языке издание Гимнов преподобного Симеона. Эта замечательная книга появилась летом 1917 года, не в последнюю очередь благодаря великодушным усилиям отца Павла Флоренского, которому удалось преодолеть материальные затруднения, связанные с войной и революцией. Сам иеромонах Пантелеимон, тяжело заболев туберкулезом, в октябре 1917 года поехал поправлять свое здоровье на Новый Афон (Кавказ), где и скончался в мае 1918 года. Это была невосполнимая потеря для русской богословской науки: исключительная эрудиция отца Пантелеимона, его несомненный переводческий и писательский дар и очевидные способности к экзегетике свидетельствовали о его необыкновенной одаренности и высокой интеллектуальной культуре. Публикуемые переводы Гимнов чрезвычайно точно передают и особенности стиля преподобного Симеона, и его богословскую терминологию. В Приложениях публикуются: Слово Никиты Стифата, ученика преподобного Симеона, об учителе; статья иеромонаха Пантелеимона, посвященная работе над переводами, и указатель к Гимнам, выполненный тем же отцом Пантелеимоном. В угловых скобках—текст от редакции. Редакционные примечания сопровождаются пометой .—Ред.
Достоинства данной книги:
- ручная работа
- бинты
- сложное блинтовое и золотое тиснение обложки и корешка книги
- качественный укрепленный переплет, кожаное крепление блока к обложке книги
- состаренный обрез под цвет книги
- удобная закладка
СОДЕРЖАНИЕ:
От редакции Начало Божественных Гимнов, то есть введение Гимн 1. О том, что Божественный огонь Духа, коснувшись душ, очистившихся слезами и покаянием, охватывает их и еще более очищает; освещая же помраченные грехом части их и врачуя раны, он приводит их к совершенному исцелению, так что они блистают Божественною красотою Гимн 2. О том, что страх рождает любовь, любовь же, будучи Божественным и Святым Духом, искореняет из души страх и остается в ней одна Гимн 3. О том, что Дух Святой пребывает в тех, которые сохранили чистым святое крещение, от осквернивших же его Он отступает Гимн 4. Кому Бог является, и кто чрез делание заповедей приходит в доброе состояние Гимн 5. Четверостишия преподобного Симеона, показывающие его любовь к Богу Гимн 6. Увещание к покаянию, и каким образом воля плоти, сочетавшись с волею Духа, соделывает человека богоподобным Гимн 7. Согласно с природою одно только Божество должно быть предметом любви и вожделения; кто приобщился Его, тот сделался причастным всех благ Гимн 8. О смирении и совершенстве Гимн 9. Кто живет, не ведая еще Бога, тот есть мертвый среди живущих в познании Бога; и, кто недостойно причащается (святых) Таин, для того неуловимо бывает Божественное Тело и Кровь Христова Гимн 10. Исповедание, соединенное с молитвой, и о сочетании Духа Святого с бесстрастием Гимн 11. О том, что для всякого человека, досаждаемого и злостраждущего ради заповеди Божией, (само) это бесчестие за заповедь Божию является славою и честию; и диалог (разговор) ко своей душе, научающий неисчерпаемому богатству Духа Гимн 12. О том, что желание и любовь к Богу превосходят всякую любовь и всякое человеческое желание; ум же очищающихся, погружаясь в свет Божий, весь обожается и потому называется умом Божиим Гимн 13. Изъявление благодарности за дары Божии, и каким образом в Отце, пишущем это, действовал Дух Святой. Также наставление, изреченное от (лица) Божия о том, что должно делать, чтобы получить спасение спасающихся Гимн 14. Те, которые отсюда уже чрез причастие Духа Святого сочетались с Богом и, по преставлении из сей жизни, будут там сопребывать с Ним вовеки. Если же нет, то противоположное будет с теми, которые являются иными Гимн 15. Благодарение за изгнание и скорби, которые претерпел (святой Отец) во время гонения на него Гимн 16. Все святые, будучи озаряемы, просвещаются и видят славу Божию, насколько возможно человеческой природе видеть Бога Гимн 17. Соединение Всесвятого Духа с очистившимися душами происходит с ясным чувством, то есть сознанием; и в которых (душах) это бывает, те Он соделывает подобными Себе, световиднымни и светом Гимн 18. Алфавит в двустишиях, побуждающий и наставляющий недавно удалившегося от мира восходить к совершенной жизни Гимн 19. Наставление монахам, недавно отрекшимся мира и того, что в мире; и о том, какую должно иметь веру к Отцу своему (духовному) Гимн 20. Каковым должно быть монаху, и какое его делание, или преспеяние и восхождение Гимн 21. Об умном откровении действий Божественного света и об умном и Божественном делании добродетельной жизни Гимн 22. Божественные вещи ясны (и открыты) одним только тем, с которыми чрез причастие Духа Святого весь со всеми соединился Бог Гимн 23. Озарением Духа Святого прогоняется в нас все страстное, как тьма от света; когда же Он сокращает лучи Свои, мы подвергаемся нападению страстей и злых помыслов Гимн 24. О том, что иногда и учитель, заботясь об исправлении ближнего, увлекаем бывает в находящуюся в том слабость страсти Гимн 25. Кто от всей души возлюбил Бога, тот ненавидит мир Гимн 26. О том, что лучше быть хорошим пасомым, чем быть пастырем над не желающими; ибо не будет никакой пользы тому, кто, стараясь других спасти, сам себя погубит чрез предстоятельство над ними Гимн 27. О Божественном озарении и просвещении Духом Святым; и о том, что Бог есть единственное место, в котором все святые по смерти имеют упокоение; отпавший же от Бога (нигде) в другом месте не будет иметь упокоения в будущей жизни Гимн 28. Исполненные любови к Богу слова Отца показывают здесь, какое изменение произошло в нем, как он, вконец очистившись, соединился с Богом и из какого каким стал. К концу он, богословствуя, говорит (еще) и об Ангелах Гимн 29. Соделавшийся причастником Духа Святого, будучи восхищаем Его светом или силою, возвышается над всеми страстями, не терпя вреда от приближения их Гимн 30. Благодарение Богу за дары, которых (святой Отец) удостоился от Него. И о том, что достоинство священства и игуменства страшно даже для Ангелов Гимн 31. О бывшем святому Отцу видении Божественного света, и как Божественный свет не объемлется тьмою в тех, кто, изумляясь величию откровений, помнит и человеческую немощь, и осуждает себя самого Гимн 32. Здесь Отец с изумлением рассказывает о том, как он видел Бога, подобно апостолам Стефану и Павлу Гимн 33. Благодарение Богу за бывшие от Него благодеяния; и просьба научить, ради чего соделавшимся совершенными попускается (терпеть) искушения от бесов; и об отрекающихся от мира — наставление, изреченное от (лица) Божия Гимн 34. Что значит выражение по образу, и справедливо человек признается образом Божиим. И о том, что любящий врагов, как благодетелей, является подражателем Бога, а потому, соделавшись причастником Духа Святого, он бывает Богом по усыновлению и по благодати, будучи познаваем одними теми, в которых действует (Тот же) Дух Святой Гимн 35. Просительная и вместе благодарственная молитва (святого Отца) к Богу за излитые на него (благодеяния) Гимн 36. Богословие о единстве во всем Триипостасного Божества; и как (святой Отец), смиряя себя, (этим исповеданием) посрамляет самомнение мнящих о себе, что они нечто Гимн 37. Учение с богословием о действиях святой любви, то есть самого света Духа Святого Гимн 38. Учение с богословием, в котором (говорится) о священстве и вместе о бесстрастном созерцании Гимн 39. Благодарение и исповедание с богословием, и о даре и причастии Святого Духа Гимн 40. Благодарение с богословием, и о тех действиях, по которым наименована Божественная благодать Духа Гимн 41. Точное богословие о неуловимом и неописуемом Божестве, и о том, что Божественное естество, будучи неописуемо (неограниченно), не находится ни внутри ни вне вселенной, но и внутри и вне есть, как причина всего, и что Божество только в уме уловимо для человека неуловимым образом, как лучи солнца для глаз Гимн 42. О богословии и о том, что Божественное естество неисследимо и совершенно непостижимо для людей Гимн 43. О богословии и о том, что сохранившие образ (Божий) попирают злые силы князя тьмы; прочие же, у которых жизнь проходит в страстях, находятся в его власти и царстве Гимн 44. О богословии и о том, что ум, очистившись от вещества страстей, невещественно созерцает Невещественного и Невидимого Гимн 45. О точнейшем богословии и о том, что не видящий света славы Божией хуже слепых Гимн 46. О созерцании Бога или вещей Божественных, о необычайном действии Духа Святого и о свойствах Святой и Единосущной Троицы. И о том, что не достигший вступления в Царство Небесное не получит никакой пользы, хотя бы он был и вне адских мук Гимн 47. О богословии и о том, что не изменившемуся чрез причастие Святого Духа и не сделавшемуся с познанием Богом но усыновлению непозволительно учить людей (вещам) Божественным Гимн 48. Кто есть монах, и какое его делание. И на какую высоту созерцания взошел этот Божественный Отец Гимн 49. Моление к Богу, и как этот Отец, соединяясь с Богом и видя славу Божию, в нем самом действующую, приходил в изумление Гимн 50. Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам,— изреченное и изрекаемое от уст Божиих Гимн 51. О том, что славные земли и гордые богатством прельщаются тенью видимого; презревшие же настоящее необманчиво делаются причастниками Божественного Духа Гимн 52. Блестящее исследование о мысленном рае и о древе жизни в нем Гимн 53. Моление и молитва преподобного к Богу о (даровании от) Него помощи Гимн 54. Молитва ко Святой Троице Гимн 55. Другая молитва ко Господу нашему Иисусу Христу о Святом Причащении Гимн 56. О том, что каждому из людей Бог дал прирожденное и полезное дарование чрез Духа Святого, чтобы действовать не так, как сам он желает, но как предопределено от Него, дабы не быть бесполезным среди (членов) Церкви Его Гимн 57. О том, что смерть касается и более крепких по природе Гимн 58. Как этот Божественный Отец, видя славу Божию, был действуем Святым Духом. И о том, что Божество находится внутри и вне всего (мира), но Оно и уловимо и неуловимо для достойных; и что мы — дом Давидов; и что Христос и Бог, соделывающийся многими нашими членами, есть один и Тот же и пребывает нераздельным и неизменным Гимн 59. Послание к монаху, вопрошавшему (святого Отца): как ты отделяешь Сына от Отца, мыслию или делом? В нем найдешь богатство богословия, опровергающего его (вопрошателя) хуление Гимн 60. Путь к созерцанию Божественного света
Примечания переводчика
Приложения Никиты Стифата, монаха и пресвитера Студийского монастыря, на книгу Божественных Гимнов преподобного отца нашего Симеона Иеромонах Пантелеимон (Успенский). О Гимнах преподобного Симеона Нового Богослова Алфавитный указатель предметов, содержащихся в переводе Гимнов
Параметры книги Божественные гимны. Преподобный Симеон Новый Богослов:
Размер книги: 177х126х40 мм
Количество страниц: 720
Переплет: натуральная кожа
Бумага: белая, офсетная
Шрифт: русский
Вес книги: 600 гр.
Предлагаем купить книгу "Божественные гимны. Преподобный Симеон Новый Богослов. Кожаный переплет, ручная работа, блинтовое и золотое тиснение." в православном интернет-магазине Псалом.ру
|