Святитель Иоанн Златоуст — один из величайших Отцов Вселенской Церкви, любимейший учитель и пастырь чающего Истины человечества.
Иоанн Златоуст оставил огромное литургическое и литературное наследие. Составленная наитием Духа Святого Литургия Иоанна Златоуста и ныне служится большую часть года. А его изъяснения, обычно в форме бесед, Священного Писания до сих пор считаются одними из лучших толкований во всей мировой богословской литературе. Среди них особенно известны 90 бесед на Евангелие от Матфея и 88 бесед на Евангелие от Иоанна. Уже при жизни Святителя они были переведены на латинский и сирийский языки.
Исключительное своеобразие изъяснительному методу Златоуста придает его манера богословствовать. С точным и убедительным комментарием, опирающимся на исчерпывающее знание текста и блестящую эрудицию, Святитель сочетает нравственные наставления, прежде всего предлагая их читателю.
Неподражаема и поистине кристальная ясность Златоустовского изложения Божественной мысли, несущая в себе тончайшие моменты духовного понимания. При этом писатель уделяет огромное внимание истории текста и грамматико-логической стороне речи, будучи в то же время чужд мертвящего буквализма.
Таким образом, толкования великого пастыря, ярко и глубоко передавая духовное совершенство евангельских образов и идей, носят морально-практический характер.
Содержание книг: Толкование Евангелия от Матфея в двух томах.
Беседа 1 Для чего дано Священное Писание. – Когда и как даны были Ветхий Закон и Новый Завет. – Почему Матфей назвал свой труд Евангелием. – Почему Евангелие было писано четверыми. – Незначительные разногласия в повествованиях евангелистов служат доказательством их истинности. – В главном и существенном Евангелия вполне согласны. – Различие целей написания четырех Евангелий. – Согласие евангелистов подтверждается сродством каждой части их писаний с целым, а равно и принятием их проповеди всею вселенной. – Истина евангельской проповеди доказывается превосходством ее над учением философов и ее удобоприемлемостию для людей всякого звания и возраста. – Ошибочное мнение о простоте и легкости изъяснения Евангелия Матфея. – Указание недоумений, представляющихся в самом начале Евангелия. – Увещание слушателям быть внимательными к изъяснению, с усердием посещать храм вместо зрелищ, изучать относящееся к жизни небесной и наблюдать в храме тишину и молчание Беседа 2. Глава 1, стих 1 1. Повторение увещания, данного в конце предыдущей беседы. – Описание Небесного града. – Неизъяснимость рождения Сына Божия, как Небесного, так и земного. – Величие воплощения. – Сын Божий воплотился, чтобы человека сделать сыном Божиим. – Христос соединил Ветхий Завет с Новым. – Значение имени «Иисус»; его ветхозаветный прообраз. – Почему Матфей назвал свое Евангелие «книгою родства Иисуса Христа». – Почему он ставит Давида раньше Авраама. –Доказательства происхождения Иосифа и Девы от Давида. – Почему дается родословие Иосифа, а не Марии. – Увещание заниматься духовным учением. – Чтение Священного Писания необходимо особенно для живущих в миру, как врачевство против пустословия и сквернословия. – Действие Слова Божия на человека. – И одно только слушание Писания полезно Беседа 3. Глава 1, стих 1 Другая причина, почему дается родословие Иосифа, а не Марии. – Почему евангелист не упоминает об Исаве. – Упоминание о порочных предках служит к большему прославлению Воплотившегося, научает нас не стыдиться злонравия предков, если мы добродетельны, низлагает гордость иудеев, величавшихся происхождением от Авраама, и показывает необходимость пришествия Христова. – Фарес и Зара служат образом народа еврейского и Церкви Христовой. – Образом последней служат также Раав и Руфь. – Не должно хвалиться не только предками, но и собственными заслугами. – Добродетель каждого человека ничтожна сравнительно с его грехами. – Забвение добрых дел есть самое безопасное их хранилище. – Исповедание грехов – лучший способ умилостивления и благодарения Бога. – Смирение есть начало всякого любомудрия и мать всех благ. – Образцом смиренномудрия может служить Давид Беседа 4. Глава 1, стихи 17–21 Почему родословие разделено на три части. – Почему родословие опускается у Марка, но есть у Луки. – Для чего Матфей исчисляет количество родов до Христа? – Почему зачатие совершилось не прежде обручения. – Непостижимость рождения. – Христос действительно родился от Девы и имеет плоть, одинаковую с нами. – Добродетель и мудрость Иосифа. – Почему ангел возвещает ему о зачатии не с самого начала, как Деве. – Каким образом ангел уверяет его в истине зачатия от Духа Святого. – Величие дара отпущения грехов, принесенного Христом, побуждает верующих жить достойно этого дара. – Верующий должен отличаться от неверующего своею доброю жизнью, – равно и всем своим внешним поведением. – Безобразие души можно видеть, как в зеркале, изучая жизнь святых мужей. – Человек, дающий волю своим страстям, хуже зверя. – Кто ищет внешней славы, тот бесчестит себя. – Истинную славу дает благочестие. – Пример трех отроков научает предпочитать нищету прелестям богатства. – Увещание творить милостыню Беседа 5. Глава 1, стихи 22–25 Слушание проповеди приносит пользу тогда, когда слышанное припоминается и обсуждается дома. – Смысл выражения: сие же все бысть – я чего ангел напоминает Иосифу пророчество Исайи. – Почему Христос называется Еммануилом. – Возражение иудеев против девства Марии опровергается переводом 70-ти, равно как не имеет опоры и в других переводах. – Мария пребыла Девою и после рождения. – Пример братьев Христа по плоти показывает, что родство с праведником не приносит пользы, если нет собственной добродетели. – Молитвы праведников не могут спасти тех, которые нерадят сами о спасении. – Милостыня, подаваемая и от неправедно приобретенного имущества, умилостивляет Бога. – Преступность и вред ростовщичества Беседа 6. Глава 2, стихи 1–3 Звезда, явившаяся при рождении Христа, не служит оправданием учения астрологов. – Она была невидимой силой, принявшей вид звезды; четыре доказательства этого. – Цель явления звезды и пришествия волхвов. – Бог в устроении Домостроительства применяется к состоянию и обычным воззрениям людей. – Для чего евангелист указывает время и место рождения. – Кто побудил волхвов к путешествию. – Бог не нарушает свободного произволения. – Отчего смутились иудеи, услышав о рождении Христа. – Увещание слушателям воспитывать в себе любовь к духовному и сокрушение о грехах. – Слезы покаяния так же очищают душу, как и крещение. – Смех осуждается Писанием; он происходит от внушения диавола, как и зрелища. – Великий вред, причиняемый зрелищами Беседа 7. Глава 2, стихи 4–10 По явлению волхвов и другим событиям, сопровождавшим рождение Христа, иудеи могли познать истину. – Почему достоинство Христа не так ясно открывается при Его рождении, как впоследствии. – Злоба и безумие Ирода. – Для чего звезда скрылась и вновь явилась. – Поклонение волхвов ниспровергает учение Маркиона и Павла Самосатского. – Оно знаменовало призвание язычников. – Увещание подражать волхвам чрез служение Христу. – Порицание тем, которые оставляют Христа ради позорных зрелищ. – Целомудрие – долг всякого христианина. Беседа 8. Глава 2, стихи 11–15 Что побуждало волхвов поклониться Младенцу. – Для чего они удаляются в Персию. – Бог для достижения Своих целей попускает иногда врагам Своим впадать в заблуждение. – Для чего Христос посылается в Египет. – Пророчество Осии (11, 1) получает надлежащее исполнение во Христе. – Перемена, совершившаяся с Египтом, показывает силу Христову. – Пустынножительство в Египте. – Слава великого Антония. – Жизнь в миру не может служить препятствием для подражания монашествующим Беседа 9. Глава 2, стихи 16–23 Для чего Бог попустил избиение младенцев. – Страдания и бедствия, претерпеваемые несправедливо, или заглаждают наши грехи, или служат к получению больших наград на Небе. – В жизни человека все совершается по действию Божественного Промысла. – В доказательство Своей силы, Бог исполняет Свои намерения средствами противоположными. – Почему Иосиф приходит в Назарет. – Пророческие писания не все сохранены евреями. – Не должно гордиться ни отечеством, ни предками, ни богатством, ни другими внешними преимуществами. – «Богатство не доставляет безопасности и приводит к погибели души Беседа 10. Глава 3, стихи 1–6 Какое время означается выражением: во дни они, – Почему Христос крестился тридцати лет. – Отличие крещения Иоаннова от данного Христом. – Цель пришествия Иоанна. – Явление и деятельность Иоанна заранее предсказаны были Пророками. – Образ жизни Иоанна. – Увещание подражать Иоанну. – Близость Суда и необходимость покаяния. – Покаяние состоит не только в оставлении худых дел, но и в замене их делами добрыми. – Почему Бог не скоро исполняет наши прошения. – Польза искушений Беседа 11. Глава 3, стихи 7–12 Неверие фарисеев, приходивших к Иоанну. – Обличение фарисеев Иоанном не лишало их надежды спасения чрез покаяние. – Для покаяния не требуется продолжительного времени. – Превосходство крещения Христова над крещением Иоанновым. – Почему Иоанн говорил о даровании Духа Святого, умалчивая о предшествующих делах Христа. – Одного крещения недостаточно для спасения; требуется еще и добродетельная жизнь. – Нужно извлекать пользу из проповеди. – Добродетели надо научаться постепенно, переходя от легчайшего к более трудному. – Польза епитимий. – Приобретение навыка в добродетели Беседа 12. Глава 3, стихи 13–17 Крещение от Иоанна не уничижало Христа. – Христос крестился, чтобы исполнить весь закон. – Для чего нисшел Дух Святой по крещении на Иисуса. – Почему иудеи, видевшие сошествие Духа, не верили во Христа. – На всякого крещающегося и теперь сходит Дух Святой. – Почему Дух Святой сошел в виде голубя. – Дух Святой по достоинству не ниже Сына Божия. – Исполнив крещение иудейское, Христос отверз дверь крещению новозаветному. – Христианин должен вести жизнь, достойную дара крещения. – Верующий должен на деле оправдывать свое учение пред язычниками и служить для них примером Беседа 13. Глава 4, стихи 1–11 Для чего Христос терпел искушения в пустыне. – Польза искушений. – Не должно самому искать искушений. – Пост – оружие против диавола. – Почему Христос постился 40 дней. – Смысл и значение трех искушений. – Своим примером Христос научает, как нужно побеждать диавола. – Разнообразие средств, употребляемых диаволом для обольщения. – Не следует усиленно искать спокойной жизни. – Благоденствующие грешники подвергнутся тягчайшему наказанию, –Несомненность будущего Суда и воздаяния; доказательства этого Беседа 14. Глава 4, стихи 12–24 Для чего Христос удаляется в Галилею. – Что такое Галилея. – Почему Христос начинает проповедь после Иоанна. – Призвание Петра и Андрея. – Пример послушания Христу, показанный ими. – Почему Христос в начале проповеди творил чудеса. – Христос и ныне исцеляет болезни душевные – источник болезней телесных. – Чтобы просить отпущения грехов, нужно чувствовать свои грехи. – Нераскаянность больше всего прогневляет Бога. – По смерти нельзя грешнику получить прощение Беседа 15. Глава 5, стихи 1–16 Своим примером Христос научает не делать ничего напоказ. – Обращая речь к ученикам, Христос говорит чрез них ко всем людям. – Кто разумеется под нищими духом. Смирение – начало всякого благочестия. – Плач о грехах освобождает от пристрастия к земному. – Утешение, даруемое Богом, помогает побеждать все. – Под землею, обещанною кротким, разумеются и чувственные блага. – Кто разумеется под алчущими и жаждущими правды, под милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами и изгнанными правды ради, и какова их награда. – Не всякие поношения делают людей блаженными. – Царство Небесное обещается не одним нищим духом. – Почему последняя заповедь обращена прямо к ученикам. – Терпеть злословие – больший подвиг, чем переносить опасности. – Заповеди пролагают путь одна другой. – Что значат выражения: «вы соль земли» и «свет мира». – Сила проповеди показывает могущество Христово. – Добродетель не может укрыться. – Она одна делает счастливым. – Злословящие внутренне хвалят добродетель. – Жизнь христианина должна оправдывать учение. – Порицание гоняющимся за наживой, подающим милостыню из тщеславия, забавляющимся ссорами других, и увещание не заводить распрей и ссор и прощать обиды Беседа 16. Глава 5, стихи 17–26 Для чего Христос говорит, что Он не разрушает закона. – Почему Он иное говорит и делает со властию, иное – со смирением и с молитвою к Богу. – Как Христос исполнил закон и Пророков. – Заповеди, восполнявшие Ветхий Закон, даны уже в предшествующих заповедях блаженства. – Почему Свои заповеди Христос называет малыми. – Собственные дела должны предшествовать учению. – Ветхозаветная правда сродна с новозаветной. Почему в Новом Завете требуются большие подвиги. – Заповеди Христовы утверждают и восполняют заповеди ветхозаветные. –Ветхозаветный закон свидетельствует о благости Законодателя. – Законодатель Ветхого и Нового Завета один. – Не всякий гнев запрещается Христом. – Почему за оскорбления словом Христос угрожает геенной. – Примирение с братом есть истинная жертва Богу. – Почему повелевается мириться с соперником скоро. – Медлительность в совершении добрых дел бывает причиною больших зол. – Побуждением к добродетели должна служить мысль, что мы все делаем для Бога. – Помощь Божия все делает легким. – Добродетель кажется трудной для человека, пока только он пребывает в грехах Беседа 17. Глава 5, стихи 27–37 Почему Христос начинает Свое учение не с заповеди о Единобожии. – Какое пожелание запрещает Христос. – Почему запрещается самое воззрение на женщину. – Обличение женщин, любящих наряды. – Должно удаляться от соблазняющих, хотя бы и близких людей. – Почему закон дозволял давать разводную. – Почему запрещается брак с отпущенной. – Ограничение свободы развода. – Запрещение клятвы. – Для исполняющего заповеди Христовы не может быть нужды в клятве. – Почему развод и клятва допущены были в Ветхом Завете. – Одно и то же, смотря по времени, может быть и хорошим и нехорошим. – От человека в Новом Завете требуется высшее совершенство, чем в Ветхом. – Как можно отстать от привычки клясться Беседа 18. Глава 5, стихи 38–48 Для чего дан был закон око за око. – Что значит не противиться злому. – Повеление подставлять ударившему другую щеку выражает общий закон о незлобии. – Зло побеждается терпением. – Заповеди о непротивлении легкоисполнимы. – Исполнение их приносит пользу и обижающим. –Должно терпеть без сопротивления даже страдания. – Девять степеней незлобия. – Высшая степень добродетели – молитва за врагов. – Образец незлобия, данный Христом. – Увещание обходиться с гневающимися как с больными, предупреждать друг друга приветствиями и быть готовыми на всякие обиды и презрение – для Бога Беседа 19. Глава 6, стихи 1–15 Тщеславие незаметно приражается к добродетели. – Бог смотрит на намерение творящего добрые дела. – Как должно творить милостыню и молитву. – Заповедь Спасителя не запрещает молитвы в церкви. – В церкви во время молитвы должно соблюдать благопристойность. – От молящегося требуется не громкий вопль, а сердечное сокрушение. – Постоянство в молитве. – Для чего нужно молиться, если Бог знает наши нужды. – Наименование Бога Отцом заключает в себе учение о всякой добродетели. – Изъяснение молитвы Господней. – Прощение обид преимущественно заповедуется Христом. – Оно более всего уподобляет человека Богу. – Молитва об отмщении врагам прогневляет Бога. – Памятование собственных грехов – лучший способ научиться прощению обид Беседа 20. Глава 6, стихи 16–23 Притворяющиеся постящимися заслуживают особенного осуждения. – Обман лицемера изобличается и в настоящей жизни, и в будущей. – Добродетель должно почитать ради нее самой. – Христос постепенно истребляет страсть корыстолюбия. – Двоякое побуждение к подаянию милостыни. – Богатство порабощает душу. – Что глаз для тела, то ум для души. – Богатство не доставляет того, чего человек от него ожидает. – Оно делает его неспособным ни на что истинно полезное. – Как можно истребить вожделение богатства. – Отдаленность воздаяния не должна служить препятствием к собиранию сокровищ на Небе Беседа 21. Глава 6, стихи 24–27 Двоякий вред богатства. – Можно быть богатым, но не служить мамоне. – Почему богатство названо мамоной, – Христос запрещает заботу о житейских нуждах. – Удобоисполнимость заповеди. – Почему эта заповедь кажется невыполнимой. – Щедрая милостыня – путь к полному нестяжанию Беседа 22. Глава 6, стихи 28–34 Почему, говоря о заботе касательно одежды, Христос приводит в пример лилию. – Промышление Божие о человеке. – Почему Христос усвояет промышление Богу Отцу. – Вера в Промысл освобождает от бесполезных забот и малодушия. – Искание благ небесных дает и блага земные. – Все, что мы ни делаем, делаем помощию Бога. – Что означает выражение: довлеет дневи злоба его. – Искреннее желание делает легкоисполнимою всякую заповедь. – Нет греха, который не изглаждался бы покаянием. – Бог не спасает человека против воли. – Усиленная молитва всегда бывает услышана. – Бог не может быть врагом человека. – Молитва всегда благовременна и угодна Богу Беседа 23. Глава 7, стихи 1–20 Заповедь о неосуждении не все грехи повелевает не судить и не всем запрещает судить. – Должно с любовию исправлять согрешающих. – Не исправивший себя, не должен осуждать другого. – Не должно открывать учение Христово людям, не способным его принять. – Евангельские заповеди легкоисполнимы при помощи Божией, подаваемой по молитве. – Не должно отчаиваться в получении просимого. – О чем следует молиться. – Вместе с молитвою необходима и добрая жизнь, – Что делает трудный путь, ведущий в жизнь, легким. – Нужно распознавать и избегать прикрывающихся личиной добродетели. – Лицемер может быть легко узнан по делам его. –Лишение небесной славы и любви Христовой тяжелее самой геенны. – Жизнь людей, преданных мирским заботам, подобна детской игре. – Расточающий имение в помощь нуждающимся достоин более уважения, чем собирающий; уничиженный – более, чем пользующийся славой Беседа 24. Глава 7, стихи 21–27 Ни правая вера, ни дар чудотворения не приносят пользы при отсутствии добродетели. –Благодать часто действует в недостойных для блага других. – Одна добродетель доставляет безопасность в настоящей жизни. – Праведнику никто не может причинить вред. –Многочисленные труды не приносят никакой пользы порочным. – Пример Апостолов и иудеев показывает силу добродетели и бессилие порока. – Порок бессилен против добродетели. – Жизнь порочного исполнена печалей и страха Беседа 25. Глава 7, стих 28–глава 8, стих 4 Сила учения Христова. – Почему за учением следует совершение чудес. – Почему Христос исцеляет прокаженного прикосновением руки. – Должно иметь в мыслях Бога не только во время болезни, но и при здравии. – Для чего Христос порою соблюдает закон, порою не соблюдает. –Христос делает со своей стороны все, чтобы привлечь к вере.–Благодарность Богу есть лучшее средство сохранить Его благоволение. – Должно благодарить Бога за блага, дарованные не только нам, но и другим. – Всякий дар Божий велик. – Бог благодетельствует часто против воли самого человека. – Смирение делает благодарным Богу Беседа 26. Глава 8, стихи 5–13 Христос похваляет тех, кто имел о Нем высокое мнение. – Матфей и Лука говорят об одном и том же чуде, взаимно восполняя друг друга. – Высота веры и добродетели сотника. – Христос возвещает учение об оправдании верою и призвании язычников. – Как для добродетельного возможно падение, так и для порочного – исправление. – Пример Давида научает, как и для добродетельного нужно постоянное бодрствование и как легко восстать после падения Беседа 27. Глава 8, стихи 14–22 С какою быстротою совершались Христом исцеления. – Болезни телесные суть следствия грехов. – Христос ничего не делал из тщеславия. – Христос привлекал народ не только чудотворениями, но и приятностью своего вида. – Вопрошавшим Христос давал ответы сообразно их внутреннему расположению. – Заботы о духовном должно предпочитать всему остальному. – Живущие во грехах хуже мертвецов Беседа 28. Глава 8, стихи 23–34 Почему Христос взял одних только учеников и попустил им обуреваться волнами. – Различие между чудом Христовым и чудом Моисея. – Бесы исповедуют Божество Христа. – Согласие евангелистов в повествовании об исцелении бесноватых. – Почему бесноватые жили в гробах. – Душа, исшедшая из тела, не остается на земле. – Бог промышляет о каждом человеке. – Для чего Христос позволил бесам потопить свиней. – Сребролюбцы страдают более тяжким недугом, чем бесноватые. – Изображение сребролюбца. – Сребролюбие вредит самому приобретению богатства Беседа 29. Глава 9, стихи 1–8 Матфей и Иоанн говорят о двух различных расслабленных. – Христос подтверждает свое Божественное достоинство и равночестие с Отцом чрез отпущение грехов, обнаружение тайных мыслей врагов и исцеление расслабленного. – Врагов истины должно исправлять с кротостию Беседа 30. Глава 9, стихи 9–17 Почему Матфей призывается после других. – Могущество Христа и послушание Матфея. –Достоверность Евангелий. – Для чего Христос разделял трапезу с Матфеем и другими грешниками. – Обращение с грешниками и их исправление предпочитается жертвам. – Неутвержденных не должно обременять тяжкими заповедями. – В исправлении других должно подражать Христу, начиная с легчайшего. – Наставления, как исправлять жен, любящих украшаться Беседа 31. Глава 9, стихи 18–26 Просьба начальника синагоги об исцелении дочери. – Почему кровоточивая тайно приступила ко Христу, и для чего Он обнаружил ее. – Превосходство кровоточивой пред начальником синагоги. – Христос научает не страшиться смерти. – Истинность воскрешений, совершенных Христом, удостоверяется предшествующими и последующими обстоятельствами. – Вера в воскресение и будущую блаженную жизнь запрещает плач об умерших. – Плач об умерших происходит от превратной любви к ним. – Смерть освобождает от земных бедствий Беседа 32. Глава 9, стих 27 – глава 10, стих 15 Почему Христос требует от исцеляемых исповедания веры, – и запрещает рассказывать об исцелении. – Действия Христа противоположны действиям диавола. – Благотворящий для Бога должен на злословие отвечать благодеяниями. – Образ и цель посольства учеников. – Мир, обещанный Христом, дается в церкви чрез предстоятелей. – Отвергающим этот мир угрожает тяжкое наказание. – Увещание соблюдать благоговение в церкви и оказывать любовь и проповеднику, и друг другу. – Не должно требовать от проповедника чудес. – Добродетель выше чудес и больше приносит пользы Беседа 33. Глава 10, стихи 16–22 Новый закон брани, данный Апостолам. – Кроткие побеждают силою благодати, хотя должны оказывать и свое содействие. – Что разумеется под мудростию змеиной. – Удобоисполнимость заповеди Христовой подтверждается примером Апостолов. – Послушание Апостолов Христу. – Дело Апостолов, как по условиям совершения, так и величием своим, безмерно превосходит дела языческих философов и знаменитых мужей. – Причина успеха их проповеди. – Пример Апостолов лишает извинения падающих и изнемогающих в мирное время. – К подвигам должно приучаться прежде их наступления. – Пример Иова Беседа 34. Глава 10, стихи 23–33 Христос утешает учеников обещанием скорого Своего пришествия, примером собственных страданий, надеждою будущих благ и успехом проповеди. – Презрение смерти избавляет от истинной смерти. – Для исповедания Христа нужна помощь благодати. – Почему кроме сердечной веры требуется и устное исповедание. – Не должно бояться смерти. – Должно радоваться, что тело истлевает. – Сколько худых последствий имело бы неистление тел. – Красота души сообщает благообразие телу. – Должно любить и искать красоты душевной Беседа 35. Глава 10, стихи 34–42 Единомыслие не всегда полезно. – Причиной брани, произведенной Христом, служит злоба человеческая. – Единство и согласие Ветхого и Нового Заветов. – Должно повиноваться родителям в том, что не противно благочестию. – Ради Христа должно быть готовым на всякую смерть. – Награда принимающим Апостолов. – Должно принимать всякого, нуждающегося в помощи. – Не должно упрекать просящего милостыни. – Нужда извиняет бесстыдство просящего. – Упрекающий нищего показывает большее бесстыдство. – Порицание отказывающим в милостыни по лености и гордости Беседа 36. Глава 11, стихи 1–6 Цель посольства Иоаннова ко Христу. – Ответ Христа ученикам Иоанна. – Опровержение ошибочных мнений о цели посольства: Иоанн, как и другие Пророки, знал о страдании и смерти Христовой; проповедь Предтечи о Христе не нужна была в аде. – Жившие добродетельно до пришествия Христа будут наслаждаться всеми благами. – Существование будущих наказаний не нарушает правды Божией Беседа 37. Глава 11, стихи 7–24 Как Христос защищает Иоанна против подозрений народа. – Почему Иоанн назван большим Пророка. – Христос не может быть сравниваем с Иоанном. – Прекращение явления Пророков доказывает, что Иисус есть Мессия. – Иоанн и Христос противоположными путями шли к одной цели. – Неверие иудеев Иоанну и Христу не может иметь оправдания. – Увещание к странноприимству. – Против срамных песен и рассказов. – Вред, причиняемый семейной и общественной жизни зрелищами. – Где нужно искать чистых удовольствий Беседа 38. Глава 11, стихи 25–30 Многообразие средств, употребленных Христом для возбуждения веры в иудеях. – Смирение делает человека достойным откровения. – Единосущие Сына с Отцом. – Невозможность полного познания Отца и Сына. – Смирение – мать всякого любомудрия. – Иго порока тяжелее ига добродетели. – Подтверждение этой истины примером людей, возлюбивших нищету, и богатых, незлобных и гневливых Беседа 39. Глава 12, стихи 1–8 Христос не нарушал субботы без причины. – Как защищает Он учеников от обвинения их фарисеями в нарушении субботы. – Цель ветхозаветного закона о субботе. – Бесполезность его в Новом Завете. – Истинный праздник состоит в удалении от всякого зла. – Благодать делает легким исполнение заповедей, когда мы прилагаем и собственное старание Беседа 40. Глава 12, стихи 9–24 Милосердие Господа и бесчеловечие и злоба иудеев. – Благодеяния, оказываемые Христом, особенно возбуждали против Него ненависть иудеев. – Зависть – худшее из зол. – Средства освобождения от зависти: сознание великой греховности ее, причиняемого ею вреда самому завидующему и ничтожества внешних преимуществ, возбуждающих зависть Беседа 41. Глава 12, стихи 25–32 Опровержение клеветы фарисеев и цель его. – В каком смысле хула на Духа Святого не прощается. – Самоосуждение и сердечное сокрушение – путь к совершенству и избавлению от наказаний Краткий пояснительный словарь Содержание 2 тома Беседа 42. Глава 12, стихи 33-37 Цель обличения фарисеев. – Почему Христос называет их порождениями ехидн. – Выражаемое словами, – худое ли, доброе ли, – есть только избыток внутреннего. – Всякий будет судим по собственным словам. – Обижающий несчастнее обижаемого; подтверждающие это примеры. – Не должно оглашать чужих грехов, даже и явных. –Должно заниматься испытанием собственной совести. – Время и место для такого испытания. – Беспечность и леность – причина недоступности добродетелей Беседа 43. Глава 12, стихи 38–45 Для чего фарисеи просили знамения. – Знамением силы Христовой служат бедствия, постигшие иудеев. – Действительность смерти Христовой. – Справедливость наказаний, понесенных иудеями после смерти Христа. – Освободившийся от зол, но не сделавшийся благоразумнее подвергается более тяжкому наказанию. – Сильные страдания не облегчаются видом страданий других. –Польза напоминания о геенне. – Увещание к исправлению жизни. – Условия общественной и семейной жизни не служат препятствием для добродетели Беседа 44. Глава 12, стих 46 – глава 13, стих 9 Цель упрека, сделанного Христом Матери и братьям. – Родство по плоти не приносит никакой пользы, если нет родства духовного. – Изъяснение притчи о сеятеле. – Семя погибает не по вине сеющего. – Погибель и плодоношение зависят от воли приемлющего. – Для спасения недостаточно одной какой-либо добродетели. – Вред, причиняемый телу и душе пресыщением Беседа 45. Глава 13, стихи 10–23 Благоразумие учеников. – Благодать не уничтожает свободы. – Иудеи сами были причиною того, что не понимали учения Христова. – Христос хотел их обращения и спасения. – Грех не есть дело природы или необходимости. – Многообразие путей спасения. – Увещание к милостыне и сострадательности к бедным Беседа 46. Глава 13, стихи 24–33 Отличие притчи от предыдущей. – Диавол придает заблуждению подобие истины. –Необходимость постоянного бодрствования. – Не должно убивать еретиков; не запрещается их обуздывать. – Действие и сила апостольской проповеди. – Не чудотворения, а добродетели соделали великими Апостолов и других святых. – Благодать чудотворений и привлекается добродетельною жизнью, и дается для исправления других. – В чем состоит истинно-добрая жизнь Беседа 47. Глава 13, стихи 34–52 Для чего Христос учил в притчах. – Не должно понимать притчей буквально. – Важность и многоценность проповеди. – Отречение от всего житейского есть не потеря, а приобретение. – Одной веры не довольно для спасения. – Вред нерадения о чтении Писания. – Глава и члены добродетели. – Евангелист Матфей как пример добродетели. – Без милостыни невозможно спасение. – Превосходство души произвольно-убогого над душою богатого Беседа 48. Глава 13, стих 53 – глава 14, стих 12 Незнатность происхождения Христа должна была вызывать большее удивление к Его учению. – Почему в отечестве Своем Христос сотворил немногие чудеса. – Мнение Ирода о Христе. – Преступление Иродиады и Ирода. – В чем состоял закон, нарушенный Иродом. – Вред пляски и пиршеств. – Страдания, причиняемые праведнику, увеличивают его награду. – Распутство бывает причиною многих преступлений. – Грех покрывается не присовокуплением греха, а покаянием.– Должно не осмеивать, а прикрывать грехи ближних. – Преступность пиршеств, устрояемых для тунеядцев. – Должно исправлять тунеядцев, употребляя их на служение добрым делам Беседа 49. Глава 14, стихи 13–22 Почему Христос после известия о смерти Иоанна удаляется в пустыню. – Привязанность народа ко Христу. – Несовершенство веры учеников. – Почему одни чудеса Христос совершал собственною властью, другие именем Отца. – Умножение хлебов свидетельствует, что Христос есть Творец всего видимого. – Способ совершения чуда и цель его. – Не должно искать людской славы. –Духовные блага должно предпочитать чувственным. – Милосердие превосходнее всех искусств. – Всякое искусство достойно своего имени, доколе служит к удовлетворению необходимого. –Против роскоши в обуви и одежде Беседа 50. Глава 14, стихи 23–36 Для чего Христос попускает ученикам обуреваться волнами и страхом. – Бог посылает сильнейшее испытание, когда хочет избавить от опасностей. – Сила любви Петра ко Христу; его маловерие. – Действие чуда на учеников и народ. – Христос и ныне предлагает Себя всем в евхаристии. – Евхаристия ничем не отличается от вечери, совершенной Самим Христом. – Евхаристия требует совершенной чистоты от приступающего к ней. – Милостыня угоднее Богу, чем богатые приношения во храм Беседа 51. Глава 15, стихи 1–20 Иудейские священники виновны были во введении новых постановлений и в предпочтении их заповедям Божиим. – Почему ученики Христа ели неумытыми руками. – Фарисеи учили под видом благочестия презирать заповеди закона. – Христос отвергает постановления о пище и – прикровенно – все другие обрядовые предписания. – Христос не порицает закона. – Человека оскверняет нечистота сердца. – Должно приступать к молитве с чистыми устами и сердцем, свободным от гнева. – Не должно молиться против врагов. – Обижающий причиняет вред только самому себе Беседа 52. Глава 15, стихи 21–31 Христос отверзает дверь язычникам. – Сила веры и смирения хананеянки, – Почему Христос медлил исполнением ее просьбы. – Милостыня ценится не по количеству подаваемого, а по силе расположения. – Превосходство милостыни пред всеми другими искусствами. – Наклонность к милосердию положена в самой природе. – Милосердие – отличительный признак человека. –Хищник не может получить плода милостыни Беседа 53. Глава 15, стих 32 – глава 16, стих 12 Несомненность чудесного насыщения. – Несовершенство веры учеников. – Их любомудрие. – Почему Христос не дал знамения просившим иудеям. – Малые по видимости чудеса Христовы по своей силе превосходили великие. – Строгость бывает так же полезна, как и снисходительность. –Настоящая жизнь есть смена радостей и печалей. – Ничто не доставляет большей радости, как добродетель. – Память добрых дел служит великим утешением в час смерти Беседа 54. Глава 16, стихи 13–23 Для чего Христос спрашивает учеников предварительно о мнении народа о Нем. – В каком смысле Петр исповедал Христа Сыном Божиим. – Единосущие Христа с Отцом. – Почему до страданий Спаситель запрещал разглашать, что Он есть Христос. – Тайна креста и воскресения неизвестна была и Апостолам. – Не должно стыдиться креста Христова. – С какими мыслями и расположениями должно совершать знамение креста. – Сила креста. – Христианин не должен иметь ничего общего с землею. – Легкоисполнимость заповедей Беседа 55. Глава 16, стихи 24–27 По примеру Христа должно всегда быть готовым на смерть. – Почему Христос не принуждает, а приглашает к последованию за Собою. – Что значит отвергнуться самого себя. – До чего должно простираться самоотвержение. – Не всякое страдание является последованием Христу. – В чем истинное спасение и истинная погибель души. – Равночестие и единосущие Сына с Отцом. –Похвала жизни иноков. – Изъяснение употребляемой ими молитвы после принятия пищи. –Увещание подражать образу жизни иноков Беседа 56. Глава 16, стих 28 – глава 17, стих 9 Почему Христос более говорит о наградах, чем угрожает наказаниями. – Почему являются при преображении Моисей и Илия. – От учеников Христовых требуется большее совершенство, чем показали Моисей и Илия. – Любовь Петра ко Христу. – Равенство Сына с Отцом. – Почему Христос запрещал разглашать о Своем преображении до страданий. – Слава будущего пришествия Христова. – Добродетель легка, порок тягостен. – Против ростовщичества Беседа 57. Глава 17, стихи 10–21 Двоякое пришествие Христа. – Илия – предтеча второго пришествия. – Почему Иоанн называется Илиею. – Чудо может совершаться как по вере посредника, так и одною силою чудотворца. – Маловерие отца бесноватого отрока. – Почему бесноватые называются лунатиками. – Апостолы не всегда были одинаково совершенны. – Для изгнания демонов необходим пост, соединенный с молитвою. – Роскошь и пьянство – источник всех зол. – Должно осуждать не вино, а пьянство. – Пагубные следствия пьянства Беседа 58. Глава 17, стих 11 – глава 18, стих 6 Значение смерти Христовой и воскресение непонятны были ученикам. – Что такое дидрахма, которую спрашивали со Христа. – Христос – истинный Сын Божий и Владыка вселенной. – Страсть тщеславия не чужда была ученикам. – Примером отрока Христос научает смирению и простосердечию. – Великость награды и наказания презирающим людей смиренных. –Высокомерие делает человека безумным. – Знатность происхождения не дает никакого действительного преимущества. – Богатство лишает благородства и свободы. – Почести не приносят пользы телу и вредят душе Беседа 59. Глава 18, стихи 7–14 Для чего говорит Христос о пришествии соблазнов. – Непреложность пророчества не уничтожает свободы воли. – Погибель не зависит от соблазнов. – Польза соблазнов. – Всякий бывает добродетелен или порочен по своей воле. – Зло – не совечное Богу начало. – Зло есть неповиновение Богу, происходящее от беспечности. – Путь для избежания соблазнов, указанный Христом. – Должно заботиться о спасении ближних. – Одно благочестие должно утверждать узы дружества. – В заботе о спасении ближних должно быть терпеливым. – Для спасения недостаточно одной собственной добродетели. – Увещание заботиться о надлежащем воспитании юношей Беседа 60. Глава 18, стихи 15–20 Как должно обличать согрешающих. – Почему Спаситель посылает оскорбленного к оскорбившему и повелевает обличать ему, а не кому другому. – Цель обличения. – Почему молитва живущих согласно не всегда бывает услышана. – Любовь к ближним должна иметь основанием Христа. – Непостоянство любви, проистекающей из житейских выгод, и твердость любви ради Христа Беседа 61. Глава 18, стихи 21–35 Прощение обид – всегдашняя наша обязанность. – Сколь велико различие между грехами против Бога и против человека. – Величие благодеяний Божиих усугубляет тяжесть грехов против Бога. – Обличение пороков воинов, ремесленников, землевладельцев. – Изъяснение притчи о прощенном и оказавшемся неблагодарным должнике. – Польза безропотного перенесения обид. – Должно скорбеть о причиняющих нам зло Беседа 62. Глава 19, стихи 1–15 Злоба и коварство фарисеев. – Нерасторжимость брака. – Христос научает предпочитать девство браку. – Отсечение членов – дело диавольское. – Необходимость благодатной помощи для избирающих девство. – Должно уподобляться по душевным свойствам детям. – Незлобивый сильнее злого. – Примеры Давида и Саула. – Страсти причиняют вред обладаемым ими в настоящей жизни Беседа 63. Глава 19, стихи 16–26 Намерение вопрошавшего юноши. – Смысл и цель ответа Христа. – Приращение богатства усиливает страсть к нему. – Нужна особая помощь благодати, чтобы при богатстве жить благочестиво. – Христос не усвояет дела спасения одному Богу. – Как должно ослаблять страсть к богатству. – Богатство бывает причиною бедствий в здешней жизни. – Размышление о бедствиях и опасностях, соединенных с богатством, предохраняет от обольщения им Беседа 64. Глава 19, стих 27 – глава 20, стих 16 Бедность не препятствует быть совершенным. – Обетования Божий условны. – В каком смысле Апостолам обещается суд над двенадцатью коленами. – Смысл и цель притчи о виноградаре и делателях. – Призвание зависит от готовности человека повиноваться Богу. – Для спасения нужны правая вера и добродетельная жизнь. – Пренебрежение одной какой-либо добродетели приводит к погибели. – Милосердие делает душу непобедимою для диавола. – Не должно соблазняться примером ленивых Беседа 65. Глава 20, стихи 17–28 Почему Христос о Своих страданиях говорит ученикам наедине. – Апостолы не имели ясного знания о тайне страдания и воскресении. – Чего и с каким намерением просили сыновья Зеведеевы. – Как Христос исправляет их просьбу. – Степень прославления обусловливается достоинством дел. – Степень совершенства Апостолов до и после сошествия Святого Духа. – Смирение умножает славу. – Нет ничего выше смирения и ниже гордости. – Доказательство превосходства смиренного над гордым Беседа 66. Глава 20, стих 29 – глава 21, стих 11 Настойчивая молитва преклоняет Бога. – Милосердие Христа простиралось только на достойных. – Чему научает событие беспрекословного отдания ослицы. – Жизнь Христа должна быть примером для нас. – Прообразовательное значение входа Христа на осляти. – Увещание к милостыне. – Недостаточность подаваемой милостыни сравнительно с богатством города (Антиохии). – Неизвинительность предлогов для отказа в милостыни. – Милостыня есть лучшее приобретение Беседа 67. Глава 21, стихи 12–32 Ожесточение иудеев. – Значение хвалы отроков. – Для чего проклята смоковница. – Почему Христос не говорит иудеям о праве Своей власти. – Христос заставляет их осудить самих себя. –Для чего представляет им в пример блудниц и мытарей. – Никакой грешник не должен отчаиваться в исправлении, равно как добродетельный не должен предаваться беспечности. –Превосходство труда для добродетели пред мирскими трудами Беседа 68. Глава 21, стихи 33–46 Толкование притчи о винограднике. – Христос предрекает отвержение иудеев и принятие язычников. – Иудеи сами виновны в своей погибели. – Блага будущие должно предпочитать настоящим. – Жизнь монашеская вожделеннее мирской жизни. – Описание образа жизни монахов. – Сравнение удовольствий, даваемых театром и монастырем. – Увещание поучаться жизни среди монахов Беседа 69. Глава 22, стихи 1–14 Сходство и различие притчей о винограднике и о брачном пире. – Почему Царство Небесное называется браком. – Три вины иудеев. – Попечение Божие об иудеях и их непризнательность. – Отвержение иудеев и призвание язычников. – Призвание бывает по благодати; должно соответствовать благодати послушанием. – Должно заботиться об одеянии души, не тела. – Указание на пример пустынников. – Простота жилища и трапезы монахов. – Безмятежность их жизни. – Презрение земных достоинств и отличий Беседа 70. Глава 22, стихи 15–33 Намерение иудеев уличить Христа в возмутительстве против власти. – Как обличает их Христос. – Кто были саддукеи. – Вымышленность их рассказа о жене, имевшей семь мужей. – Свойства и действительность будущего воскресения. – Изображение брани, подвигов и побед пустынников над пьянством и чревоугодием. – Сравнение трапезы сластолюбцев и пустынников Беседа 71. Глава 22, стихи 34–46 Связь заповедей о любви к Богу и ближнему. – За что Христос похвалял вопрошавшего законника. – Христос утверждает учение о Своем Божестве. – Тщеславие обращает в свою пищу и добрые и худые дела. – Против тщеславящихся раздаянием милостыни. – Милостыня должна быть тайной. – Ищущий славы чрез милостыню навлекает на себя осуждение и бесславие Беседа 72. Глава 23, стихи 1–13 Согласие Христа с Отцом. – Должно слушать учителей, хотя бы развращенных. – Учитель, преступающий закон, заслуживает особенного осуждения. – Жестокость и тщеславие фарисеев. –Что такое хранилища и воскрылия. – Учитель во всем должен являться образцом. – Христос предохраняет от любоначалия и внушает смирение. – Пример смиренномудрия показывают отшельники. – Образ жизни пустынников удаляет их от гордости. – Общественная жизнь не может служить извинением гордости Беседа 73. Глава 23, стихи 14–28 Прикрывающий злые дела личиной благочестия заслуживает сугубого наказания. – Фарисеи были губителями желавших спасения. – Цель ветхозаветных предписаний о внешних очищениях. – Добродетели, очищающие душу: правда, человеколюбие, истина. – Против не заботящихся о душевной чистоте. – Против высматривающих в храме красивых женщин. – Сравнение нравов апостольского времени с современными. – Против женских нарядов, женитьбы из-за денег, развращающих поговорок Беседа 74. Глава 23, стихи 29–39 Почему Христос осуждает фарисеев за устроение гробниц Пророков. – Фарисеи притворно осуждали своих отцов и превосходили их нечестием. – Не вразумляющиеся наказанием других несут тягчайшее наказание. – Любовь Христа к иудеям и казнь за отвержение ее. – Позднее раскаяние иудеев не принесет им пользы. – Увещание заботиться о душе и лечить душевные недуги, – в частности сребролюбие, – у врачей духовных Беседа 75. Глава 24, стихи 1–15 Исполнение пророчества о разрушении храма. – Пророчество о бедствиях иудеев и искушениях Апостолов. – Христос исправляет мнение учеников о времени конца мира. – Почему разрушение Иерусалима совершилось после распространения проповеди Евангелия. – Доказательством силы Христовой служит то, при каких тяжких условиях совершилась победа проповеди. – Против учения о круговращении времен и влиянии звезд на судьбу человека. – Доброе неведение лучше худого знания. – Тяжесть греха уменьшается или увеличивается в зависимости от обстоятельств и лица согрешающего Беседа 76. Глава 24, стихи 16–31 Тяжесть бедствий иудеев, по пророчеству Христа и по свидетельству Иосифа (Флавия). – Причина бедствий. – О каких избранных говорит Христос. – Время и образ второго пришествия. – Для чего явится крест. – Должно добровольно ради Христа делать то, что бывает с нами по необходимости. – Во Христе удовлетворение всех наших желаний и нужд. – Суетность и гибельность житейских попечений, – Необходимость будущего суда и наказаний Беседа 77. Глава 24, стихи 32–51 Для чего Христос приводит пример смоковницы. – В каком смысле употреблено выражение: род сей. – Истинность пророчеств Христа. – Христос знал день кончины мира. – Внезапность второго пришествия. – Почему оставлен в неизвестности День суда и смерти каждого человека. – Примеры выражений Христа и Бога Отца, показывающих Их неведение. – Для чего Бог говорит таким образом. – Для надлежащего пользования даром потребны благоразумие и верность. – Польза неизвестности Дня суда. – О надлежащем употреблении богатства. – Должно преимущественно заботиться о добродетелях, приносящих пользу ближним. – Молитва, пост и девство заимствуют силу от милостыни. – Забота о спасении ближних неразлучна от заботы о собственном спасении Беседа 78. Глава 25, стихи 1–30 Отличие притчи о девах от других подобных притч. – Девство, лишенное дел милосердия, осуждается наравне с прелюбодейством. – Кроме собственных дел, ничто не может спасти нас. – Исправление по смерти не приносит пользы. – Отличие притчи о талантах, излагаемой у Матфея, от излагаемой у Луки. – Изъяснение притчи. – Все дары Божий должно употреблять на пользу ближним. – О надлежащем употреблении языка. – Увещание подражать в пользовании языком примеру Христа Беседа 79. Глава 25, стих 31 – глава 26, стих 5 Описание Страшного суда. – Смерть Христа есть торжество и избавление вселенной от зол. –Сколько было первосвященников. – Человеколюбие Христа. – Увещание подражать Его примеру. –О прощении обид. – Памятозлобие запрещается в Ветхом Завете. – Человек добрый не может потерпеть никакого вреда от обид Беседа 80. Глава 26, стихи 6–16 Три евангелиста говорят об иной жене, чем Иоанн. – Для чего упоминается о проказе Симона и называется имя города. – Чего искала жена. – Почему Христос допустил помазание миром. – От людей немощных не должно требовать высоких дел с самого начала. – Истиннолюбие евангелистов. – Злоба Иуды. – Сребролюбие – ужаснейшая из страстей. – Изображение сребролюбца. – Добродетельному никто не может причинить зла. – Бедность обогащает душу, богатство делает бедною Беседа 81. Глава 26, стихи 17–25 Что разумеется под первым днем опресночным. – Для чего Христос посылает к неизвестному человеку. – Образ и цель обличения Иуды. – Иуда не был служителем Домостроительства спасения. – Для чего Бог попускает родиться злым. – Не рождение, а беспечность делает злым. –Сколь велико зло сребролюбия. – Иудино бегство. – Сребролюбцы причиняют себе и другим более вреда, чем бесноватые. – Не освободившийся от сребролюбия не может победить и других страстей. – В каждом возрасте должно подавлять соответствующие страсти Беседа 82. Глава 26, стихи 26–35 Ослепление предателя. – Для чего Христос совершил таинство Евхаристии во время пасхи. – Значение таинства. – Для чего Христос ел и пил по воскресении. – Своим примером Христос научает начинать и кончать трапезу молитвой. – Страх и бегство учеников служат доказательством смерти Спасителя. – Почему Христос попустил падение Петра. – Для спасения необходимы как благодатная помощь, так и собственное старание. – Как должно смотреть на таинство. – В Евхаристии дается вкушение Христа. – Величие благодеяний таинства требует соответствующего расположения от приступающих. – Увещание служителям таинства испытывать достоинство причащающихся Беседа 83. Глава 26, стихи 36–50 Образ и цель молитвы Спасителя. – Страдание Христа не следствие Его вины или необходимости, а дело Божественного промышления. – Снисхождение и кротость Христа усиливает вину предателя. – Сребролюбие подвергает опасностям и скорбям, лишает удовольствий и усиливает недуги телесные и душевные. – В чем состоит истинное украшение и истинное безобразие дома Беседа 84. Глава 26, стихи 51–66 Для чего Христос повелел ученикам иметь мечи и мех. – Почему Он воспретил ученикам защищаться. – Доказательства добровольного предания. – Беззаконность суда над Христом. – Почему хотели предать Христа публичной смерти. – Коварство само себя обличает. – Не всегда должно искать победы. – Истинная победа дается терпением. – Пример Иосифа Беседа 85. Глава 26, стих 67 – глава 27, стих 10 Безмерность преступления ругавшихся над Христом. – Страдания Спасителя – наша похвала. – Причина отречения Петра. – Согласие повествований Матфея и Марка об этом событии. – Бесполезность раскаяния Иуды. – Сознание преступления лишает оправдания осудивших Христа. – Преступление осудивших обличается их собственными действиями. – Против милости, приносимой от прибытков любостяжания. – Скорбь проповедника о необходимости заниматься служителям Церкви мирскими попечениями ради дел милосердия Беседа 86. Глава 27, стихи 11–26 В каком смысле Христос исповедует Себя Царем. – Почему Он не отвечал на клеветы обвинителей. – Виновность Пилата и народа. – Пороки нужно искоренять в самом начале. – Малые грехи требуют больше труда и тщания, чем большие. – Отчаяние губит более греха. – Грех прикрывает себя иногда личиной благочестия. – Знание Писания – средство для ограждения от путей погибели Беседа 87. Глава 27, стихи 27–44 Тяжесть оскорблений, понесенных Христом. – Польза всенародного и частного чтения истории страданий Христа – Старание иудеев опорочить славу Христа и его безуспешность. – Примером Своих страданий Христос научает долготерпению. – Польза, получаемая от оскорблений. – Как можно научиться спокойному перенесению обид. – Должно не гневаться на обижающих, а скорбеть о них. – Уважающий самого себя никем не может быть обесчещен Беседа 88. Глава 27, стихи 45–61 Величие небесного знамения, явленного при кресте. – Мрак при распятии не был следствием обычного затмения. – Почему это чудо не оказало действия на язычников. – Знамения власти и силы, показанные Христом при смерти. – Мужество жен и Иосифа. – Милостыня, подаваемая бедному, дается Христу. – Почему проповедник часто беседует о милостыне. – Почему не говорит о борьбе против врагов веры, – Добродетели христиан – лучше оружия против неверующих. –Против производящих шум и разговор в церкви Беседа 89. Глава 27, стих 62 – глава 28, стих 10 Запечатание гроба служит непререкаемым доказательством воскресения. – Ученики не могли ни украсть тела, ни вымыслить воскресения. – Почему воскресение должно было совершиться в пределах трех дней. – Обстоятельства, сопровождавшие воскресение. – Явление Воскресшего женам. – Увещания подражать мироносицам. – Против пристрастия к дорогим одеждам и украшениям. – Украшения – повод к бесчестию и скорбям. – Должно избегать ношения украшений, особенно в церкви. – Любовь к украшениям отвращает от милостыни и бывает причиной распутства мужей – Беседа 90. Глава 28, стихи 11–20 Невероятность похищения тела Христа доказывается присутствием стражи при гробе, боязливостию учеников и оставшимся в гробе платом. – Истина воскресения подтверждается свидетельством врагов о пустом гробе. – Явление Воскресшего в Галилее. – Смысл данного Христом обетования. – Легкоисполнимость заповедей Христовых. – Распространенность и тяжесть недуга сребролюбия. – Богатство не дает безопасности. – Бедность не есть зло. – Превосходство бедности над богатством. – Не чудеса, а презрение богатства доставляют славу Отрывок из беседы Решается вопрос, почему святой Матфей считает от Давида до плена вавилонского и от плена до Христа по четырнадцати родов, тогда как их было в первом случае семнадцать, во втором – двенадцать Краткий пояснительный словарь
Параметры книги: Толкование Евангелия от Матфея в двух томах. Святитель Иоанн Златоуст.
Размер книги: 12,5 см * 17,0 см Количество страниц: 924/926 Переплет: твердый Бумага: офсетная Шрифт: русский Вес книг: 1350 гр. Год издания: 2017 год. Тираж: 2000 экз. Издательство: Правило Веры
Предлагаем купить книгу "Толкование Евангелия от Матфея в двух томах. Святитель Иоанн Златоуст." в православном интернет магазине Псалом.
|